На первом году жизни младенец делает большой скачок в своем развитии. И больше всего радости приносит ему изучение собственного тела.
Все органы чувств новорожденного уже достаточно развиты: он может слышать, видеть, у него есть обоняние и осязание. Кожа и слизистая рта различают теплое и холодное, ощущают прикосновения. Ребенок ощущает чувство голода, жажды, усталости, неудобства и удовольствия. Но пока он еще не воспринимает себя отдельно от матери и окружающих его людей, это чувство приходит лишь спустя несколько месяцев. Сейчас для него еще нет разницы между собственным телом и грудью матери или руками отца.
В течение первого года жизни ребенок постепенно, шаг за шагом открывает себя как самостоятельное существо с ручками, ножками, животом, попкой, носом, глазами и ушами. Он различает отдельные части тела, начинает ими двигать. Кожный контакт с матерью и отцом стимулирует его развитие. Ласковое прикосновение и нежные объятия, прикладывание к груди, поглаживание, ношение на руках помогают ему почувствовать свое тело. Приблизительно в возрасте четырех месяцев ребенок делает первое открытие - у него есть ручки. Он сосредоточенно подносит их к глазам, крутит и вертит ими, наконец, засовывает палец, а то и весь кулачок в рот. Сосание для ребенка - часть процесса познания, потому что нервные окончания языка, губ и полости рта у малыша более чувствительны, чем кожа пальцев.
Именно поэтому до конца первого года жизни все, с чем ему хочется полакомиться, он сначала отправляет в рот. С пяти месяцев начинается изучение ног. Ребенок, лежа на спине, уже может подтянуть ножки ко рту, ухватив их за пальчики. А когда он в 6-8 месяцев научится наконец сидеть, открываются еще большие возможности. Сначала он внимательно рассматривает свой живот, пупок, половые органы, затем пробует их наощупь. Это занятие настолько занимательно, что он то и дело к нему возвращается. А на втором году жизни ребенок уже узнает, как называются части тела.
Но начинают младенцы изучать свое тело с самого рождения, и это происходит в основном через сенсорный опыт.
В течение первых месяцев жизни младенцы узнают о своих руках и ногах, касаясь их и наблюдая за движениями, которые они могут совершать. Они также изучают свое тело, лежа на животе или на спине, и пытаются подниматься и поворачиваться. В этот период младенцы начинают понимать свои физические возможности, а также то, что их тело может двигаться и контролировать его движения.
По мере того, как младенцы растут, они начинают изучать свои органы чувств. Они могут смотреть на свои руки и ноги, изучая их форму и движения, а также на другие предметы, чтобы понять, как они выглядят и как они двигаются. Они могут слушать свой голос, кричать и слушать свои звуки, а также чувствовать различные текстуры и поверхности, касаясь их руками и ногами.
В целом, младенцы изучают свое тело, используя все свои чувства и опыт, который они получают во время взаимодействия со своей окружающей средой. Этот процесс постепенно продолжается в течение детства, когда дети узнают о более сложных аспектах своего тела, таких как мышцы, кости, органы и системы.
|